понедельник, 22 октября 2012 г.

Белорусский язык умер!

Да, я знаю, что вы ждали именно моего заявления по этому поводу, поэтому не буду вас больше томить.

Белорусский языкК сожалению белорусского языка практически больше не существует. Несколько сотен людей еще говорят на нем, несколько десятков говорят на нем правильно. А ведь по идее таких должно быть около десяти миллионов. Можно пенять на Польшу с Россией, которые сделали очень много для уничтожения самосознания белорусов, но, давайте будем честны, собственный язык мы уничтожили сами.

Интересно, кому из вас чистый белорусский язык нравится? Мне например, очень нравится. Моя классная руководительница была учителем белорусского языка и литературы и постоянно разговаривала только по-белорусски. В принципе, это единственный человек в моей жизни, который говорил на языке страны, в которой я родился и вырос. Еще, конечно, были дикторы на местных телеканалах, пока года два назад и они не перешли на русский язык.

Язык жив, пока на нем говорит интеллигенция. Потому что именно она несет правильный язык в массы. Хотя гости Беларуси почему-то считают, что у нас в деревнях говорят по-белорусски. На самом деле у нас в деревнях говорят на различных смесях белорусского с русским, украинским и польским, в зависимости от географии. Оставшаяся же очень малочисленная белорусскоговорящая интеллигенция занимает поразительной фигней - решает, какой белорусский язык правильнее! У нас тут так исторически сложилось, что существует два правильных бел.языка - наркомовка и тарашкевица. Первое - это введенная в 1933 году постановлением Совнаркома реформа белорусского языка. Я не знаю зачем эти споры, если ни на одном из этих языков все равно никто не говорит. Мне еще вспоминается, как покойный rydel23 убеждал меня, что должен быть некий "г выбухны" вместе со всем известным "г глухим". Потому что так правильно! Мне уже тогда были непонятны эти пляски вокруг мертвого языка.

Зато Запад продолжает давать нашей оппозиции совсем немаленькие гранты, которые та просирает в нелепых попытках реанимировать родную мову. Например, существовал такой журнал - "Студэнцкая думка". По содержанию - довольно интересный молодежный журнал. Я бы даже сказал, просто лучший из всех, что выходили в Беларуси. Но был он целиком и полностью на белорусском языке. Более того - на тарашкевице, хотя мы все в школе учили наркомовку. Я помню, что я мог осилить только рецензии на музыкальные диски. Статьи же, даже по интересной для меня теме, вызывали такое отторжение, что никогда до конца не дочитывались. Самое интересное, что журналисты в журнал свои статьи предоставляли на русском языке, а потом уже они редакторами переводились на белорусский. Официально считается, что журнал закрылся из-за кровавой белорусской гебни, но, если рассуждать объективно, журнал никогда не пользовался широкой популярностью, хотя и распространялся бесплатно. Именно из-за языка.

Белорусский язык

Теперь осваиваются деньги на другой белорусскоязычный проект - телеканал Белсат. Его смотреть так же тяжело, как и читать "Студэнцкую думку". В чем, вообще смысл СМИ? Доносить информацию до потребителя. Чем проще, понятнее это сделано - тем лучше. А нас заставляют сначала напрячь мозги, чтобы вообще понять, что нам говорят. Белсат, естественно, менее популярен чем государственные телеканалы, даже если принять во внимание тот факт, что он вещает только через спутник. И эти люди хотят сменить нынешнюю власть!

Белорусский языкЕще веселее дела обстоят в белорусскоязычной музыке. Есть несколько мест, где востребована только белорусскоязычная музыка - Басовище, Тузин Гитоу, БМА груп. Практически единственным условием являются песни на белорусском языке. Вдумайтесь - качество песни определяется по языку, на котором она спета! Это какая-то новая изощренная форма цензуры. Понятно, что большинство наших музыкантов выросли на русском языке и сочинить текст на белорусском не в состоянии. Тогда берутся в руки словари и текст просто переводится! Всем понятна ущербность такой практики? У "Штрих-кот" есть одна песня на белорусском языке, потому что, как я уже говорил, мне белорусский язык очень нравится из-за своей мелодичности. Мы текст чесно сочиняли именно на белорусском языке, безо всяких переводов. Это был кошмар! Никогда я не соглашусь повторить этот опыт. Так трудно и муторно мы никогда не работали. Но песня все-таки получилась, хоть и одна. А тут другие музыканты целые альбомы выпускают! У них есть только одно оправдание - таким образом у них есть хоть какая-то возможность быть опубликованными. Вот только чем, в таком случае, они отличаются от того же Ярмоленко, который прогибается и поет "Слушай батьку"?

У большей части населения Беларуси родной язык вызывает бешеную ненависть. Во-первых, потому что теперь он прочно ассоциируется с оппозицей, во-вторых, из-за его насильственного насаждения в 90-х, когда он уже был мертв. К сожалению, мой текст получился таким, будто я вообще призываю язык запретить, но это не так.

Свой собственный язык для страны очень важен, как и своя культура. Чем меньше мы зависим от других, тем лучше. Понимаю, что пишу, как махровый националист, но такова моя позиция. Сейчас Беларусь потребляет только российскую культуру практически не имея своей. И это произошло именно из-за русификации нашей страны. У меня по русской литературе похвальный лист, мои сочинения на русском языке зачитывала учительница перед классом. А сочинения на белорусском языке я всегда писал между тройкой и четверкой - и это объективно. Потому что мне сложно было правильно выражать свои мысли по-белорусски. Единственную вещь из программы белорусской литературы, которую я прочитал - "Тутэйшые" Купалы - я вспоминаю с омерзением, потому что в хрестоматии Тутэйшие были меньше 100 страниц, а читал я их неделю. Продирался сквозь слова и пытался собрать их в смысловой пазл. Поэтому и мысли белорусских классиков прошли мимо меня, зато русских я впитал полностью. Так носителем какой культуры я являюсь? А если я вдруг начну писать по-белорусски?

Мне кажется, чем больше Россия нас будет зажимать своими газам и нефтью, тем больше вероятность того, что государство постарается вернуть утраченный интерес к белорусскому языку. То что язык можно возродить только на государственном уровне никто не будет оспаривать? Вот только делать это надо нежно, не обрубая все концы. Нас и старшие поколения говорить и думать по-белорусски уже не заставишь, а вот маленьких - в самый раз. То есть начинать с первых классов школы проводить предметы только по-белорусски, на телевидение пускать социальную рекламу вроде как про фликеры: "Пожалуйста, говорите со своими детьми по-белорусски". Так же пускать социальные ролики на тему "Зачем вообще нужен свой язык". И результатов ждать минимум лет черерз 30, а не прямо вот сейчас.

Белорусский язык

Комментариев нет:

Отправить комментарий